Новая игра-кликер Hamster Kombat в «Телеграме» — пример блестящего вирусного маркетинга и наглядное пособие по психологии юзер сапиенс образца 2024 года.
Если вы не тапаете хомяка, то точно про него слышали. А друзья, скорее всего, присылали вам реферальные ссылки на регистрацию. В «Хомяка» сейчас играют более 300 млн человек — это 3,7% населения Земли, или каждый 27-й человек в мире.
Статья будет полезна всем, кто занимается привлечением и удержанием клиентов. А ещё тем, кому просто интересно понять особенности мышления, которые игра эксплуатирует, и оценить перспективу заработка.
Психологические триггеры
Авторы хорошо продумали механику, чтобы дёргать за все основные ниточки привлечения и удержания игроков. Эти приёмы универсальны, но без первого фактора вряд ли дали бы такой результат.
1. FOMO на фоне Notcoin
FOMO (от англ. Fear Of Missing Out) — это страх пропустить что-то важное, синдром упущенной выгоды. В наше время переизбытка информации это распространённое явление. Но в контексте предыдущей нашумевшей игры — Notcoin — оно усиливается реальными примерами заработка на кликах по экрану.
Notcoin создал небывалый прецедент, и теперь многие хотят заработать на кликах. Рост аудитории это подтверждает: у «Хомяка» уже 300 млн против 40 млн на пике у Notcoin.
2. Возможность пассивного дохода внутри игры
Кликать нужно в самом начале, чтобы накопить первые деньги на прокачку карточек. Они символизируют разные цифровые решения, активы, разрешения и каналы продвижения, которые помогают вашей бирже развиваться. Чем более прокачана карточка, тем больший доход в час она даёт.
У многих карточек есть таймер до открытия следующего уровня. Он растёт с 5 секунд до 2 часов. Всё для того, чтобы игроки чаще заходили.

3. Необходимость фиксировать прибыль
В какой-то момент тапать хомяка становится нецелесообразно — за это же время биржа сама заработает для вас в несколько раз больше. Биржа генерирует прибыль только 3 часа, нужно войти и добавить эту сумму, чтобы ручеек монет продолжал течь.
Здесь тоже отлично работает FOMO: люди регулярно заходят, чтобы биржа не простаивала. Некоторые чересчур часто: тюменский школьник попал в больницу с хроническим недосыпом и галлюцинациями, потому что через каждые три часа вставал по будильнику — забрать заработок.
Что не так с «Хомяком»
1. Засекреченность команды
В криптомире принято раскрывать данные основателей — это повышает доверие. Естественно, если за проектом стоят опытные люди, уже зарекомендовавшие себя на рынке. В случае с Notcoin было известно, что игру разработала компания Open Builders Александра Плотвинова. Она же разработала Wallet — кошелёк внутри «Телеграма». Про авторов «Хомяка» ходят только слухи.
Перед выпуском этой статьи появилась косвенно подтверждённая информация о том, что за разработкой «тапалки» стоит предприниматель Эдуард Гуринович (якобы автор), IT-холдинг AD.RU (предположительно инвестор) и портал мобильных игр Arenum (площадка разработки). И у сторон есть друг к другу вопросы.
4. Непривлекательная токеномика
Это схема распределения токенов — кому, сколько, когда и на каких условиях. И с этим у «Хомяка» всё печально. В одной из первых версий White Paper (документ, описывающий этапы развития проекта), которую оперативно авторы удалили, значилась такая схема:
- всего будет выпущено 10 млрд токенов;
- из них на эйрдроп (не запрошенное обычно бесплатное распределение токенов между кошельками), которого все так ждут, выделено 100 млн монет (на все 300+ млн юзеров за вычетом ботов);
- из них сразу будет роздано 20 млн (0,2 от эмиссии!), а остальные заморозятся на 4 месяца и будут выдаваться частями;
- на поддержание ликвидности токена будет выделено 100 млн HMSTR. Это не позволит долго удерживать курс монеты.
Листинг (выход токена на биржи) планировался на июль 2024-го, но перенёсся на неопределённый срок. А недавний корпоративный скандал может надолго отложить листинг монеты или сделать его невозможным.