

Развод родителей считается отрицательной нормой жизни общества. Процесс развода родителей очень часто сопровождается яркой эмоциональной окраской (ссоры, скандалы, драки и т.п.). Негативное влияние сказывается на социально-психологических условиях семьи.
Каковы индивидуально-психологические особенности матери, отца? Каково отношение ребенка к каждому из родителей и степень привязанности? Все вопросы психологической экспертизы ►
Один из самых частых случаев в психологической экспертной практике – формирование негативного отношения ребенка к одному из родителей.
Такое возможно, если один из членов семьи часто показывает свои негативные эмоции по отношению к супругу в присутствии ребенка. Это может происходить как преднамеренно (с целью создать более тесную связь с ребенком, или отомстить супругу), так и неосознанно (невнимание взрослых к душевному равновесию своих чад – ссоры и ругань при детях, высказывание обид, обвинений).
Тем не менее, отец или мать ранят психику ребенка, на протяжении долгого времени настраивая ребенка против другого родителя.
Исследование детско-родительских отношений проводят специалисты-психологи в несколько этапов. Задача эксперта – определить истинные привязанности и потребности ребенка. Несомненно, долгое навязывание взрослым своего мнения влияет на решения ребенка. Это может привести к неестественному поведению у несовершеннолетних – диссонанс между желаниями и интересами.
Психолог беседует и наблюдает за поведением обоих родителей, за совместной деятельностью ребенка с отцом и с мамой. На основании исследований, эксперт делает выводы о психологических особенностях матери и отца ребенка, об устойчивости психики и отношении ребенка.
Эксперт должен быть не предвзятым, а потому не иметь знакомства с одним из родителей или со всей семьей до проведения экспертизы – это может повлиять на объектность его оценки.
Любое намеренное воздействие родителя на ребенка, с целью повлиять на его решение относительно общения или проживания с родителем, будет выявлено хорошим специалистом. Это будет отражено в экспертном заключении.
Чаще всего уход одного из супругов влечет за собой ухудшение материальных и бытовых условий. В основном остается женщина с детьми. Без мужа женщина берет на себя несвойственные ей обязанности. Это ведет за собой неорганизованность воспитания. Прежде всего, страдают отношения матери и ребенка, они становятся напряженными и невротическими.
Повседневные трудности сопровождаются отрицательной реакцией ребенка: вспышки гнева, раздражительность, повышенная ранимость, чувства изоляции и отчуждения, фобии, соматовегетативные расстройства, чувства вины, беспокойства.
В таких ситуациях мать считает, что вправе наказать ребенка, унижая, оскорбляя, обвиняя его в непонимании. Нередко родитель прибегает к применению физических наказаний.
Когда родители заняты процессом развода и выяснением отношений, дети остаются одни, воспитание становится материальным. В силу своей незрелости, дети остаются психологически заброшенными. Ограничивая общения с ребенком, мать не задумывается, как и где проводит время ребенок. Это проводит к различным формам девиантного поведения: неумение доброжелательно общаться с ровесниками, агрессивность, вредные привычки.
Острое протекание семейных конфликтов особенно проявляется в подростковом периоде, в период кризиса. Подростки становятся неуверенными, пассивными, присутствует самообвинение. Типичное поведение – это мелкие правонарушения, кражи, эпизодическое употребление алкоголя, самовольное оставление учебы, жестокость, эгоизм, отсутствие интереса к окружающим, увлечение крайностями моды (татуировки, пирсинг и т.п.).
Мать и ребенок, находящиеся в системе разрыва семьи, нуждаются в психологической поддержке. Комплекс психокоррекционных занятий, прежде всего, будет направлен на десоциализацию детей и подростков и оказание эмоциональной поддержки оставшегося родителя.
Психологическая экспертиза ребенка по отношению к отцу, к матери, экспертиза обоих родителей – поможет определить степень невротических и поведенческих расстройств, установить привязанности ребенка, определить порядок общения и проживания ребенка. Консультация психолога-эксперта в Санкт-Петербурге: 340-00-35